Большой приз Италии

Если и есть у Формулы-1 и есть какой-либо духовный дом, то это Монца.

Первая же гонка на Большой приз Италии была проведена вовсе не в Монце, а в другом месте городе Брешиа в 1923 году.

Однако уже годом позже «Аутодромо Национале» стал местом Гран-при этой страны, сохранив такой почетный приоритет и до наших дней, хотя следует заметить, что из любого правила есть исключения. Так, в 1980 году итальянский этап уже регулярного чемпионата мира прошел на фамильном автодроме Энцо и Дина Феррари. В то время Имола не имела своего собственного Гран-при, из-за чего в формулическом мире разгорелся грандиозный скандал. Шутка ли, трасса знаменитого семейства Феррари, чью продукцию с легким преувеличением можно назвать лицом Италии, осталась чуть ли не у дел F1. В 1979 году в Имоле прошел первый этап Гран-при Сан-Марино, в котором, правда, заработанные пилотами очки никоим образом не влияли на их личный зачет и Кубок конструкторов.

Эту проблему удалось решить внесением Гран-при Сан-Марино в расписание регулярного чемпионата мира, а, главное, итальянская гонка в 1981 году опять вернулась в Монцу.

Аварии на этой трассе почти такое же частое явление, как дождь в Спа или же яркое солнце на Гран- при Австралии. Рассказ о самых громких и печальных событиях, произошедших в Монце, можно начать с 1961 года.
На втором круге гонки при входе в «Параболику» борьба между лидером общего зачета немцем Вольфгангом ван Трипсом и его соперником Джимом Кларком завершилась страшной аварией. Колеса их машин соприкоснулись, и «Феррари» немца, пробив ограждение трека, врезалась в толпу зрителей. 14 человек погибло сразу, в том числе и пилот… Кларк же отделался лишь головокружительным полетом из своей машины и несколькими ушибами.

Чем дальше в лес, тем больше дров… И снова «Параболика». Черный болид «Лотус-72» австрийца Карла Йохена Риндта 5-го сентября 1970 года на тренировке перед Гран-при Италии на скорости 270 км/ч вылетел в повороте и ударился об отбойник. Ограждение трассы создавалось с расчетом на определенную высоту гоночных машин, но никто не предполагал, что их эволюция пойдет по такому пути, когда носовой обтекатель болида окажется ниже уровня отбойника… Из-за отсутствия вертолета и неготовности больницы в Монце тяжело раненного Йохена повезли через запруженные автомобилями дороги в Милан. Спасти его не удалось.
К гибели гонщика в какой-то мере привела его безграничная уверенность в собственной безошибочности: он даже не потрудился пристегнуться ремнями безопасности. Но главную роль в трагедии сыграла ненадежность тормозного управления «Лотуса». Оказалось, что чрезмерно облегченная полуось, соединявшая тормозной механизм с колесом, не была рассчитана на большие перегрузки. Она сломалась, и автомобиль оказался неуправляемым, но все эти подробности выяснились намного позже.
Между тем пресса бушевала. Австрийские газеты выступили с прямыми нападками на руководителя конюшни Колина Чепмена. Его называли если не убийцей, то прямым виновником гибели одного из лучших гонщиков мира, да и не только его. Вспомнили, что за четыре года выступлений в различных соревнованиях гоночные автомобили команды «Лотус» имели 51 неисправность. Причем четыре из них привели к гибели спортсменов. Но то, что за это время было выиграно 17 гонок и установлено 15 рекордов трасс, уже никого не интересовало.

Еще один яркий пример коварства итальянской трассы швед Ронни Петерсон, который в 70-х годах честно заслужил звание «специалиста по Монце» он побеждал здесь в 1973, 1974 и 1976 годах. Но в конце концов это кольцо и отобрало у него жизнь…
Во время старта Гран- при 1978 года он попал в аварию, в которой сломал обе ноги. Ронни был доставлен в госпиталь, но из-за осложнений на следующий день скончался…
Каково же было напарнику шведа по команде Майклу Андретти получить в том году чемпионский титул?

В Монце был самый плотный финиш в истории F1. Это событие произошло на Гран-при 1971 года. Питер Гетин опередил Ронни Петерсона на одну сотую долю секунды. Третьим стал Френсис Кеверт, отставший на 0.08 секунды от Петерсона. Четвертым и пятым были Майк Хэйлвуд и Хоудин Генли. Первого и пятого пилотов на финише разделили 0.61 секунды.

Трек представляет собой комбинацию старого овального трека и автотрассы. Это самый быстрый трек в Формуле-1, средняя скорость на круге превышает 230 км/ч.
Практически каждый год существования кольца оставлял на конфигурации трассы свой след. Неизменной ее частью оставалась лишь долгая прямая старт-финиш. Те любители F1, которые, кроме просмотра телетрансляций и изучения истории королевских гонок, обожают сами пробовать свои силы в пилотировании скоростных машин при помощи множества компьютерных программ-игрушек, должны знать, что кататься по Монце одно удовольствие. Что-то вроде этого происходит и в реальной гонке.