Гран-При Китая. Пресс-конференция FIA в четверг

Замечание: Вместо Яна Филлипса команду Jordan представляет ее руководитель Эдди Джордан. Дэвид Ричардс не смог присутствовать на пресс-конференции в силу форс-мажорных обстоятельств, поскольку был вызван в Европу на заседание Совета по Подтверждению Контрактов. Продолжая политику относительно ведущих пресс-конференций, на этот раз в роли ведущего FIA представляет корреспондента F1Racing Мэтта Бишопа.

Вопрос всем присутствующим. Мы находимся в Китае, на весьма необычном автодроме. Можете ли вы сказать что-нибудь о важности и значимости первого в истории Гран-При Китая?

Эдди Джордан:Я был здесь в рождественское время и был впечатлен размахом работ, но, как и в случае Бахрейна, не до конца был уверен, что они окончат строительство в срок. И то, что они в результате сотворили √ это просто невероятно, фантастично, мы должны принести им наши поздравления, потому что то, что они сотворили √ это новый уровень, потому что они позаботились обо всех деталях, о командных комнатах и помещениях √ такого нет нигде больше. Кроме того, я считаю, что Китай крайне важен. Он становится, а может уже и стал большим финансовым рынком будущего. Мы пользуемся поддержкой трех местных спонсоров √ которых я буду рад назвать, это Citibank, B&Q; и Beijing Chateau, √ и я очень рад, что все они выбрали Jordan.

Тони Парнелл:Я путешествовал по Китаю на протяжении последних нескольких месяцев и должен сказать, что я впечатлен тем, как страна преобразилась в последнее время. Это знак всему миру, что Китай становится одной из самых современных наций на нашей планете. Это как раз то, что нужно для Формулы-1, и я с нетерпением жду первой здесь гонки.
Флавио Бриаторе:Я согласен с Эдди и со многими другими √ трасса просто фантастическая. Это пример √ в Азии мы видим Малайзию, Бахрейн, теперь Шанхай √ и они все намного лучше, нежели европейские трассы. Европейские трассы очень, очень плохи. Мы должны пригласить сюда промоутеров из Европы, из Маньи-Кура и Сильверстоуна, чтобы они увидели это собственными глазами.
Эдди Джордан:Он не назвал Имолу┘
Флавио Бриаторе:Я привел примеры.
Эдди Джордан:Хорошо, извини.

Значит, Флавио, вы говорите, что европейские трассы не сравнимы с азиатскими и становятся неудовлетворительными для Формулы-1?
Флавио Бриаторе:Честно говоря, нет. Вы видели Бахрейн, — забудьте про Малайзию, — и вы должны понять, что превзойти эту трассу будет очень и очень тяжело. Действительно трассы Европы и вся их инфраструктура очень слабы. У нас есть шесть или семь трасс, которые более не подходят для Формулы-1, там почти нет инфраструктуры, но мы должны платить те же деньги.

Ладно, похоже Гран-При Китая будет хорошей новостью для всех нас. Что касается плохих новостей, то таковым является сообщение Тони в прошлую пятницу. Тони, вы можете прояснить ситуацию для нас? Ford заявила, что Jaguar Racing более не будет участвовать в чемпионате Формулы-1 в следующем году, однако что команда выставлена на продажу. Это верно?
Тони Парнелл:Да, это абсолютно верно.

Кто-нибудь уже проявил интерес? Есть потенциальные покупатели?
Тони Парнелл:Весьма обширный интерес. Формула-1 является объектом повышенного интереса и множество людей хотят рискнуть, так что мы сейчас занимаемся тем, что отделяем потенциальных покупателей от этих, скажем так, желающих. Но интерес действительно обширный и вы можете быть уверены, что решение будет найдено.

Вы сказали, что проявляемый интерес весьма обширен, и что вы сейчас изучаете предложения. Но ответьте вот на какой вопрос: этим процессом занимаются HSBC и Ford, поскольку я слышал, что именно HSBC занимается продажей, и собираются ли они продать команду действительно состоятельным и имеющим серьезные намерения покупателям, или просто найти покупателя, который предложит подходящую цену?
Тони Парнелл:Могу сказать, что мы ищем серьезного покупателя, поскольку идея о продаже команды понимается немного неправильно √ наиболее важна не покупка, а дальнейшее финансирование, и сейчас мы ищем покупателя, который имеет все средства для финансирования работы команды на протяжении следующих двух-трех лет. Мы не заинтересованы в поиске покупателя, который будет полагаться на рекламу на заднем антикрыле и на молитвы, и который разорится через полсезона. Это не произойдет.

И все мы знаем, что таким покупателем хотела стать компания Red Bull, однако этого не произошло из-за соответствующей позиции Ford Motor Company, однако теперь Ford Motor Company оказывается не у дел.
Тони Парнелл/u>:Весь процесс продажи является строго конфиденциальным, так что я не буду рассказывать вам об отдельных покупателях, но могу вас заверить, что я уже связался со всеми потенциальными покупателями и главной моей проблемой является найти время поспать, поскольку мы работаем в мировом бизнесе, и я отвечаю на звонки день и ночь.

Кроме того, вы сказали, что в последние несколько месяцев вы много путешествовали по Китаю. Имеется ввиду обычный туризм?
Тони Парнелл:(смех) Нет, я просто вижу, что происходит в стране и я уверен, что когда-нибудь страна станет большим игроком в Формуле-1. Как и Эдди, я видел здесь обширные спонсорские возможности, кроме того, мне казалось, что здесь возможно открыть новые интересы для деятельности Ford, хотя теперь это уже не важно.

Вы являетесь ставленником Ford. Вы считаете, что в данном случае Ford приняла наиболее правильное решение?
Тони Парнелл:Когда вы являетесь такой большой компанией как Ford, вам иногда приходится принимать столь жесткие решения. В этом году они столкнулись с серьезными проблемами относительно торговой марки Jaguar, они были вынуждены закрыть большой завод, так что я понимаю, почему они посчитали такой шаг необходимым. Конечно, если посмотреть в прошлое, то всегда можно увидеть, что в тех или иных ситуациях была возможность принять более правильные решения и совершить надлежащие действия, и я уверен, что это так и в данном случае, но я надеюсь, что в конце концов это не закончится плохо для наших работников. За последние два года я слышал лишь похвалу от совета директоров Ford относительно управления командой. Пресса также с большим вниманием следила за состоянием команды, особенно в последнее время, так что если в итоге мы не найдем потенциального покупателя, то это будет показателем нынешнего состояния Формулы-1 в целом, нежели характеристикой отдельных игроков. Так что Ford в настоящее время помогает нам в поиске потенциальных покупателей и я благодарен им за это.

Что ж, мы все хотим этого и надеемся, что найдется покупатель и для Jaguar Racing, и для Cosworth Racing, однако сидящий справа от вас Эдди, и присутствующий здесь Пол Стоддард также испытывают некоторый интерес со стороны покупателей в последнее время, особенно учитывая состояние их команд. Вы уверены, что сможете продать команду до 15 ноября, когда настанет крайний срок подачи заявления на участие в чемпионате 2005 года?
Тони Парнелл:Я полностью верю в это, и если бы не верил, меня бы здесь не было.

Хорошо. Что бы вы хотели сказать механикам и инженерам, и вообще всем, кто работает на вашу команду?
Тони Парнелл:Что ж, командный дух у нас по-прежнему высок несмотря на сложившиеся обстоятельства. Все приехали сюда, желая доказать, что команда способна бороться, причем бороться за очки, и это является задачей наступающего уик-энда. Я знаю, что с некоторыми из наших специалистов уже связались топ-команды, предлагая им действительно высокие роли, однако они отказались, значит они действительно верят в нашу команду и заинтересованы в ней. Я не могу представить более удачной ситуации для тех, кто хочет придти в Формулу-1, сейчас им сделать это гораздо проще нежели в последние несколько лет. Так что тем, кто хочет видеть рекламу своего брэнда в Формуле-1, сейчас представляется отличная возможность.

Сохраним тему, но теперь обратимся к Эдди. Итак, недавно настала Черная Пятница. Когда вы получили сообщение о решении Ford продать Jaguar Racing и, что гораздо более важно для вас, Cosworth Racing?
Эдди Джордан:Моя ситуация является несколько иной, поскольку у меня есть инструкция от Тони, позволяющая мне обсуждать вопросы, касающиеся нашего сотрудничества, только с ним или с представителем Cosworth Бернардом Фергюсоном. Либо они были заняты, либо их телефоны были выключены, но я не смог связаться с ними. Однако, честно говоря, мне было сказано, что им пока не разрешается разговаривать со мной. Так что на самом деле все весьма запутанно. Я сам толком не знал, что именно происходит, но затем на совещании за двадцать или пятнадцать минут до полудня, когда было сделано официальное заявление, поднявшее такую панику, Ричард Перри-Джонс сообщил мне об этом.

В последние годы вы потратили немало денег на двигатели Cosworth. Вы считаете, что обращение с вами как с обычным покупателем было правильным?
Эдди Джордан:Конечно, у каждого своя точка зрения, и у вас тоже, но я не считаю, что все в принципе должны знать об этом, однако когда вы тратите $38 млн., кто-то должен предупредить вас заранее, ваших спонсоров, всех в команде, чтобы это не было неожиданным решением, я не знаю. Каждый действует по-своему, так что я не собираюсь обсуждать поступки отдельных людей. Однако в целом есть доводы в пользу обеих сторон. Я чувствовал себя частью Ford. Все знают, как тяжело выиграть гонку в нынешней Формуле-1, однако мне это удалось с Ford, хотя в понимании некоторых людей это было чистой воды везение. Конечно, нам повезло, но мы выиграли гонку, выиграли для Ford, так что мне казалось, что наше сотрудничество небезуспешно. Теперь я разочарован, крайне разочарован, поскольку я думал, что команда просто сменит название и будет называться Ford. Тони лично встретился с нашим спонсором Deutsche Post в сопровождении представителей Ford Motorsport и рассказал о планах на ближайшее будущее, и это было лишь две недели назад. Все было хорошо, мы с Тони обсудили этот вопрос во время последней гонки и наши спонсоры были воодушевлены нашими действиями и нашими связями с Ford. Так что я не знаю, что произошло в последние две недели, что полностью изменило их точку зрения на противоположную, но это просто убило меня. Я не могу подумать, что Ford и Cosworth могут уйти, как и Jaguar. Я написал Тони и выразил свое сочувствие ему и всей команде.
Тони Парнелл:Первый телефонный звонок, который я получил после объявления, был от Эдди и он очень тепло выразил свое сочувствие┘
Эдди Джордан:В тот момент я еще не был столь зол! (смех)

Конечно, я завел этот разговор чтобы обсудить и то, что Эдди был вполне понятно разочарован, что несомненно важно, но и также упомянуть те вещи, тоже важные, о которых Эдди промолчал. Как вы можете отреагировать на заявление Эдди, что с ним обошлись плохо и нечестно?
Тони Парнелл:Это, как вы знаете, деловое решение, и было бы неправильно обсуждать деловые отношения на подобных мероприятиях.

Эдди, вы несомненно собирались использовать двигатели Cosworth в следующем году. Теперь эти планы находятся под большим вопросом. Как это все повлияло на шансы вашей команды выжить?
Эдди Джордан:Ну, я думаю, что они неплохи, хотя √ правда я не знаю, захочет ли Тони обсуждать это, √ есть некоторые вещи┘ Когда Ричард Перри-Джонс говорил со мной, он дал мне повод для надежды, сказав, что ⌠Тони поговорит с тобой завтра или в любое другое время когда вы сможете встретиться■, и я хотел поговорить с Тони сразу же после этого, поскольку Ричард сказал ⌠я думаю, что мы сможем сделать что-то чтобы ты получил двигатели Cosworth■. Когда я поговорил с Тони, оказалось, что Cosworth готова поставлять мне двигатели за удвоенную стоимость, поскольку Ford перестала финансировать процесс разработки. Так что хорошая новость заключается в том, что мы возможно получил двигатели Cosworth, но плохая новость √ что за это нам надо будет заплатить вдвое больше денег, и я пока не знаю, как мы окончательно разрешим этот вопрос.

Так что вы не будете принимать это предложение?
Эдди Джордан:Они пока не представили мне это предложение в письменной форме, так что я с нетерпением жду лист бумаги с этим текстом.

И наконец, я просто должен задать этот вопрос: Эдди, как вы думаете, машины Jordan будут стоять на старте гонки в Мельбурне в следующем году?
Эдди Джордан:На этот вопрос тяжело ответить, если реально взглянуть на ситуацию. Я √ боец по своей природе, как и большинство руководителей частных команд, и я считаю, что в этом заключается небольшое преимущество частных команд. Если вы посмотрите на то, что сделала Ford, то вы поймете, что именно частные команды являются наиболее близки Формуле-1, поскольку мы остаемся с этим спортом в самые тяжелые времена, и сейчас для Jordan настало именно такое время. У нас были хорошие времена и сейчас мы возможно ждем, когда┘ Я вернусь, они от меня так легко не отделаются! (смех) Здесь присутствуют представители Ford, которые занимаются┘. прости, Тони! Так на чем я остановился? Вы посмотрите! Я считаю, что частные команды являются естественной составляющей Формулы-1, поскольку производители приходят и уходят, как и произошло на этот раз, однако частные команды остаются, чтобы создать ту платформу, на основе которой производители (которые нам несомненно нужны) могли бы развить свое присутствие в Формуле-1. Однако основу Формулы-1 должны составлять частные команды, так что я буду даже зубами цепляться за обеспечение возможностей выставить свои машины на старт гонки в Мельбурне. Но что я могу гарантировать? Я не готов обсуждать это сейчас, но вы можете быть уверены, что я не сдамся без большого сражения.

Эдди, вы говорите, что Формуле-1 нужны частные команды, однако Берни Экклстоун не соглашается с вами. Вчера на Radio Five Live он сказал, что, цитирую, ⌠Я уверен, что брэнд в Формуле-1 играет слишком большую роль, чтобы пережить все это, но может быть это даже и лучше. Все топ-команды будут выставлять по три машины и тогда у нас будет не менее двадцати весьма конкурентоспособных машин.■ И сейчас, что не секрет ни для кого, ваша команда продается, команда Тони продается, все остальные команды потенциально могут быть проданы, команда присутствующего здесь Пола Стоддарда тоже может продаваться. Не считаете ли вы, что обладатели коммерческих прав настаивали на обнародовании такой точки зрения?
Эдди Джордан:Я уверен, что он высказывал свою точку зрения, произнося эту фразу, но если взглянуть объективно, не пытаясь обсуждать это с ним, понять, какой смысл он вкладывал в эту фразу┘ Как можно объединить и мотивировать команду, слыша такие высказывания от руководителя чемпионата? Когда вы ведете переговоры со спонсорами, другая команда может легко придти и сказать ⌠вы слышали, что он сказал √ так зачем вам терять время с Jordan, присоединяйтесь к нам■, и то же происходит и с персоналом команды. Я уверен, что Берни держит что-то в голове и пытается претворить это в жизнь, однако я бы хотел, чтобы это что-то было более очевидным для нас. Я не собираюсь комментировать причины, по которым Берни что-то там сказал. Он это сказал, так что он в это верит, он очень прямолинейный человек, так что он говорит то, во что верит. Я верю в другие вещи. Я верю, что в Формуле-1 есть место частным командам. Я считаю, что сейчас нам надо оказывать помощь, поскольку вспомните, мы все весьма успешно участвовали в этом бизнесе поскольку мы работали с людьми, многие из которых были здесь еще двадцать лет назад. И на этом базисе мы построили свою карьеру, отдали свои жизни этому спорту, однако когда появляются проблемы, надо докопаться до их сути и исправить положение, и сейчас именно это нам и требуется.

Тони, вы не думаете, что подобные высказывания Берни помогут вам найти покупателя для вашей команды?
Тони Парнелл:Я думаю, что в конце концов они не сыграют никакой роли. Здоровье Формулы-1 будет определяться стартовой решеткой, занятой болидами хорошо профинансированных команд со спонсорами, участвующими в этом спорте, поскольку для них в этом есть непосредственная деловая выгода. Команды будут здесь по той же причине. Сейчас у нас назрел некоторый кризис, поскольку для лучших команд и их производителей действительно существует польза от участия, но для производителей остальных команд особенной пользы нет. На протяжении последнего года я говорил, что настало время изменений, как технических, так и финансовых, что надо понижать затраты команд, надо улучшать финансовую сторону, чтобы спорт был здоровым. Берни хорошо знает об этом и он предпримет соответствующие действия.

Флавио, Берни говорил о выставлении командами трех машин. Что это может означать для Renault, на что придется пойти ради выставления третьей машины?
Флавио Бриаторе:Я думаю, что эта пресс-конференция абсолютно бессмысленна. Мы здесь собрались на первый Гран-При Китая и на первой же пресс-конференции вы начинаете говорить о проблемах Jordan. Если у Джордана есть проблемы, и у Тони есть проблемы, то я все равно уверен, что здесь не место для их решения. Вместо того, чтобы с воодушевлением отнестись к новой гонке здесь, где люди очень много постарались ради ее проведения, вы как обычно начинаете абсолютно бессмысленно выгребать сор из избы. Честно, я не готов отвечать на ваши вопросы, поскольку мне не нравятся такие пресс-конференции, когда мы исключительно обсуждаем лишь проблемы Формулы-1. У всех есть свои проблемы в различных областях. Всем надо решать эти проблемы. Когда кто-то инвестирует в Формулу-1 $300-400 млн., это очень хорошо для Формулы-1, но вы, парни, хотите говорить лишь о плохом. Вокруг слишком много злости и зависти и вы, ребята, являетесь частью этой зависти. Я думаю, что эта пресс-конференция абсолютно отвратительна.

Я лишь задаю вопросы, касающиеся объявления Ford, поскольку эти вопросы интересуют всех журналистов.
Флавио Бриаторе:Да, но я не думаю, что людей в Китае интересует Cosworth или Jordan. Их интересует гонка, они хотят быть уверены, что в воскресенье все пилоты выйдут на старт, и пока все идет к тому, что в воскресенье все выйдут на старт. И если Джордана не будет на старте в Мельбурне, то вы должны задавать этот вопрос не ему. У него есть команда, консультанты┘ Вы знаете, это ведь бизнес, и мы не собираемся решать наши дела перед вашими глазами. Это сумасшествие. Мы теряем здесь время, вы, парни, теряете время ради ничего.

Что ж, я хотел задать вам вопросы относительно предстоящего уик-энда и того, как вы решили дела с Жаком Вильневом. Вы будете отвечать на эти вопросы?
Флавио Бриаторе:Да, поскольку это часть гонки, часть того шоу, которое мы собираемся провести здесь в Китае. Но если вы спросите меня про бюджет команды, или бюджет Renault, или собирается ли Renault поставлять двигатели Джордану, то я не буду отвечать. Я устал и меня уже тошнит от подобных пресс-конференций.

Однако я попрошу вас рассказать, как случилось, что вы договорились с Жаком Вильневом?
Флавио Бриаторе:Жак Вильнев начинает выступать за меня в пятницу на тренировке, как и все остальные пилоты. Мы собираемся дать ему как можно больше тренировочного времени, поскольку он не сидел за рулем десять месяцев. Я считаю, что это хорошие новости для Формулы-1, поскольку теперь, когда чемпионат уже закончен, никто не спрашивает, ⌠станет ли Шумахер чемпионом на этой гонке или на следующей■. Однако новости про Вильнева позволяют оживить все это. Я считаю, что мы делает пользу Формуле-1.

ВОПРОСЫ ИЗ ЗАЛА

Флавио, вы только что говорили про Вильнева. Считаете ли вы, что он сохранил в себе потенциал победителя, и если да, то почему вы не подписали его на весь следующий сезон?
Флавио Бриаторе: не знаю (смех). Мне был нужен кто-то в команде, я нахожусь не в той ситуации, что Тони или Джордан. У меня в команде работает восемьсот человек, которых я постоянно заставляю производить детали для машины, собирать машины, делать все для повышения конкурентоспособности и потом вижу, что один пилот постоянно атакует, а второй вообще не старается. Это было очень тяжело для команды и я должен был что-то сделать. Я считаю это разумным решением и моей единственной возможностью. Я поговорил с Жаком и он пошел мне навстречу. Кроме того, он был очень мотивирован и хотел гоняться, особенно ради сражения против BAR, что стало дополнительным плюсом. И в воскресенье он должен привести машину в очки. Это мне надо от Жака чтобы мотивировать команду, мотивировать Фернандо. Мы должны финишировать вторыми в чемпионате. Что насчет следующего года? Я уже подписал Физикеллу. Очень знаете ли сложно было бы подписать их обоих.

Джентльмены, как вы сказали, эта трасса является шедевром искусства и устанавливает новые стандарты. Но как найти баланс, чтобы сохранить трассы, которые, возможно, не имеют достаточных финансов для перестройки, но которые поддерживали Формулу-1 на протяжении тридцати, сорока, пятидесяти лет и которые создали те традиции, которые мы бы хотели сохранить в Формуле-1? Как найти баланс, сохранить старые трассы или перейти на новые вроде Бахрейна и ему подобных?
Тони Парнелл:Я думаю, что то направление, в котором мы движемся, является направлением увеличения числа гонок. Формула-1 привлекает огромное внимание, люди хотят видеть наши соревнования, так что мы должны увеличивать количество гонок. Согласятся со мной другие команды или нет, но я считаю, что в будущем мы будем проводить больше гонок, так что великие европейские трассы останутся на своих местах в календаре, но мы будем постоянно использовать и огромные современные автодромы. Честно говоря, это одна из лучших проблем, с которыми мы имеем дело.
Эдди Джордан:Совершенно верно. Надо сохранять постоянное стремление к развитию. Сейчас планка поднята на доселе невиданную высоту, в случае Бахрейна, Малайзии, как правильно заметил Флавио, в целом очень хорошие гонки. Конечно, нам всем это нравится┘ Но к сожалению, происходит то, что так называемые заокеанские гонки привлекают куда больше внимания и вызывают куда больший интерес по сравнению с европейскими. Люди говорят о них как о больших гонках, но никто даже отдаленно не представляет, что он увидит в воскресенье. Конечно, это все здорово. В следующем году мы отправимся в Турцию, а потом ходят слухи о гонках в Северной Африке или в России. Вы видите, что происходит. Такие гонки в большей степени востребованы бизнесом, они в большей степени финансируются, а там где есть спрос, там будет и предложение. Я думаю, что в будущем таких гонок будет еще больше, потому что люди в этих странах видят, что это является большим экономическим инструментом, в то время как европейцы становятся более ленивыми что ли, или устают от гонок, или там просто больше других видов спорта: футбол, регби, гольф, еще бог знает что. В Китае и похожих странах это является величайшим спортивным событием года и они хотят гарантировать, хотят сделать все, чтобы гарантировать, что это событие привлечет большое внимание и будет признано как исключительное.
Флавио Бриаторе:Я думаю так же. Кроме того, я должен заметить, что мы в два раза большую дистанцию преодолели на тестах, нежели на гонках. На гонках мы выигрываем деньги, зарабатываем их, а на тестах √ тратим. Мы должны прекратить это. Конечно все согласны с тем, что доходы команд должны возрасти, и важно, что все готовы к этому. Но кроме этого мы должны также ограничить расходы, поскольку если у вас появятся дополнительные пятьдесят миллионов, вы их сразу же потратите. Наши люди феноменально умеют тратить деньги. Я никогда не видел таких людей. Если у меня есть десять миллионов, они потратят одиннадцать. Нам нужно большее число гонок. На тестах мы тратим столько же денег, что и на гонках. Но на гонках в дополнение к этому есть спонсоры, люди, которые готовы инвестировать в это деньги, и которым нравятся автодромы вроде Шанхая.
Тони Парнелл:Небольшое наблюдение: не забывайте, что это новейшая трасса в мире, лучшая в мире, а европейские автодромы существуют уже по двадцать или тридцать лет. Когда-то и эта трасса станет тридцатилетней. Эта трасса очень привлекательна сейчас, она создает стандарты сейчас, но европейские трассы были построено очень давно. Вы не можете перестраивать их каждую неделю.
Эдди Джордан:Это как машины. Если вы не инвестируете в них, вы не сможете их продать.

Флавио, вы очень удачно провернули сделку с Supertec, когда Renault была в той же позиции, что и Ford сейчас. Не хотите ли вы, как Флавио Бриаторе, а не как менеджер команды Renault, повторить этот шаг с Cosworth?
Флавио Бриаторе:Я думаю, сейчас другая ситуация. Да, тогда я был с Renault и они заранее за один год предупредили нас. Но когда у вас есть год, чтобы подготовиться, и когда у вас есть два месяца чтобы подготовиться √ это абсолютно разные вещи. Я думаю, ситуация с Эдди и Тони действительно сложна. С Renault у нас все было намного проще. За год они предупредили меня, что их точка зрения в следующем году изменится. Хотел ли я тогда приобрести Renault Sport? У меня был год на раздумья и на поиск потенциального покупателя, поскольку тогда основной проблемой для меня был покупатель. И в конце концов я совершил эту сделку. Она была удачной для меня, для Renault и для команды. Но сейчас совершенно другое время. Сейчас совершенно другая скорость принятия решений, и другие расходы. Сейчас моя голова занята тем, чтобы вернуть Renault второе место в Кубке Конструкторов и возможно побороться за победу в следующем году, так что мне просто некогда заниматься этим.

Почему, если как вы говорите, в спорте завязано столь много денег и столь высока потребность в увеличении числа гонок, маленьким командам все сложнее найти деньги чтобы выжить?
Флавио Бриаторе:Как я уже сказал, Формула-1 сильно изменилась с приходом производителей. Я начинал с маленькой, очень маленькой команды, и примерно в то же время, что и Эдди, разве что на один или два года раньше. Кстати, тогда я хотел заполучить Эдди к себе в команду, тогда он был владельцем команды Формулы-3000. Теперь все иначе и все намного сложнее. Я вам скажу просто: ни для кого не секрет, что Формула-1 очень дорога. Для спонсоров, которым приходится делать большие инвестиции, сперва необходимо решение советов директоров и так далее┘ В наше время коммерческие директора заключали договора с нами. Теперь, поскольку затраты увеличиваются, вам необходимо одобрение совета директоров. В этом и кроется проблема. Нам необходимо снижать затраты. Надо увеличить доход от Берни, или банков, или любого другого владельца Формулы-1 и после этого заботиться о спонсорской стороне вопроса. Действительно, сейчас за присутствие в Формуле-1 мы просим от спонсоров слишком много, а в ответ даем им слишком мало.
Эдди Джордан:Буду говорить максимально просто. Проблемы маленьких команд √ это исключительно из проблемы, и ничьи больше. Это я и мое обязательство перед командой Jordan найти наилучшие финансовые возможности для работы команды. И то, что раньше это было сделать легче √ это не вина производителей. Они могут тратить столько денег, сколько хотят. Это их бизнес. Нет ограничений, нет пределов, и хотя можно спорить, стоило ли делать что-то, это все равно будет сделано. Мы живем в условиях демократии и не можем запретить людям тратить деньги, которые они желают тратить. Это мой провал, что я не смог найти достаточную спонсорскую поддержку для моей команды. Но мы все равно должны работать на прибыль, иначе просто команда умрет. Вся разница в том, что большинство, если не все команды работают на убыток, но если у них есть поддерживающий производитель, он готов покрывать этот убыток, этот недостаток бюджета, и тогда можно говорить, что команде повезло. Это не вопрос привилегированной позиции, такова жизнь и такова разница между частными и заводскими командами. В мире недостаточно денег и сейчас складывается такая ситуация, когда мы боремся за спонсоров с другими видами спорта, которые становятся более агрессивными в поиске финансовой поддержки. Так что ситуация изменилась и сейчас мы должны находить новые пути и способы получения денег. Это лишь наша проблема и ничья больше.
Тони Парнелл:Лично для меня, как для руководителя команды, это очень хорошо известно. Конечно, затраты велики, и спонсоров найти нелегко, но спонсорский рынок весьма обширен. Проблема в том, что надо уметь рассказать спонсорам красивую сказку на тему того, как вы собираетесь улучшиться и выступать хорошо. Это особенно тяжело для команд, которые покупают двигатели, как это делает Эдди, поскольку эти деньги, которые могли пойти на развитие команды, идут на приобретение двигателей, и при этом надо убедительно рассказать спонсорам, что ⌠мы можем соревноваться на самом высоком уровне⌠. А для этого вам нужен хороший современный двигатель. Так что будущее частных команд, если оно существует, определяется двигателями. Стоимость команды и размер спонсорской поддержки довольно точно совпадают, так что если работа протекает хорошо, то вы найдете спонсоров. Однако если возникают проблемы, это может стать серьезным камнем преткновения. Но все равно надо рассказать спонсору складную историю о том, что вы можете работать хорошо. И если вы вынуждены тратить миллионы и миллионы долларов на двигатели, когда ваша команда не может сделать то, что необходимо, это вовсе не будет звучать убедительно. Я считаю, что это и есть причина, из-за которой страдают и Эдди, и Пол, и я думаю, что если эта проблема не будет решена, то в Формуле-1 не будет места частным командам. Честно ли это?
Эдди Джордан:Мы не должны всецело концентрироваться на этом, но важно не упускать это из виду. Jaguar Racing была слаба в этом сезоне, так что все мы должны, сохраняя наибольшее уважение┘ мы все надеялись, что двигатель окажется более успешным, но как вы сами признали, мы оказались слишком далеко позади больших парней. Вопрос ли это инвестиций, которые Ford вкладывала или должна была вложить в постройку двигателей, я не знаю. Я не хочу поднимать политические вопросы, здесь не место для этого, но каждые 10 л.с. приводят к потере 0.15 с на круге, так что если вы умножите это на десять, или еще на какую величину, насколько ваш двигатель проигрывает┘ Деньги, вкладываемые в двигатели производителями просто огромны, они сумасшедши, так что может быть, это не вина исключительно Ford. Очень легко сидеть здесь и обвинять всех подряд, но это не есть правильно. Вы должны посмотреть на себя в зеркало и сказать ⌠это я проиграл, я не нашел достаточных денег■. Вот и все, вот и конец истории.

Тони, просто для ясности, когда вы продаете команду, что реально поступает в собственность нового владельца? Оборудование, недвижимость, люди, права на телетрансляции, интеллектуальная собственность, еще что? Потенциальный покупатель приобретает это все?
Тони Парнелл:Да. Если вы хотите купить команду, то вы покупаете все √ аэродинамические трубы, оборудование, персонал, положение команды в Договоре Согласия √ все. Это достаточно просто.

Флавио, вы рассматривали возможность выступления на трех последних гонках сезона тест-пилота Renault Франка Монтаньи?
Флавио Бриаторе:Похоже, нет. (смех). Ни разу. Никогда, за исключением форс-мажорных обстоятельств, поскольку мы решили воспользоваться услугами Жака Вильнева на последние три гонки сезона. Мы приняли это решение неделю назад и собираемся воплотить его в жизнь.

Тони, вы говорили о потенциальных покупателях для вашей команды. Во сколько им обойдется эта покупка?
Флавио Бриаторе:Итак, начинаем торги. Кто хочет участвовать? (смех)
Эдди Джордан:Согласитесь, что купить должен Флавио. У него больше денег, чем у кого бы то ни было.
Тони Парнелл:Это не вопрос стоимости приобретения. Это вопрос возможности спонсорской поддержки на протяжении ближайших лет.
Эдди Джордан:Извини, я бы хотел прояснить ситуацию. Ты хочешь сказать, что откажешься от денег? Ты хочешь сказать, что откажешься от нехорошего в твоем понимании покупателя? Или все предлагают одинаковые деньги? Поскольку, ты знаешь, когда я приду в понедельник утром в банк к моему банкиру, он не захочет оплачивать обещания. Он не знает, что это такое. Но ему нравятся наличные, нравятся чеки, банковские переводы √ он просто любит их √ но он ненавидит обещания. Так что если можешь, объясни мне, что такое хороший спонсор и плохой спонсор, поскольку я начинал карьеру в банковской сфере, но я ни разу не сталкивался с подобными договоренностями, хотя может быть это что-то новое, чего я не застал. Попробуй объяснить.
Тони Парнелл:Если вы международная компания или миллиардер, то вы достойны доверия.
Флавио Бриаторе:Цвет денег.
Эдди Джордан:Но вы знаете, когда я прихожу и покупаю лотерейные билеты, я плачу такие же деньги, как и стоящая рядом бабулька, и человек, который их продает, не задумывается, заслужил ли я возможности купить их или нет. Вы собираетесь создать специальный комитет, который будет выбирать достойных покупателей? Ты можешь объяснить нам подробнее? Поскольку я бы тоже хотел найти партнеров, но я пока не преуспел в этом и я не знаю, что потенциальные партнеры будут делать через неделю.
Тони Парнелл:Мы пытаемся упростить очень важный вопрос. Это будет решать профессионалами. Ford не продаст команду покупателям, которые не будут способны продвигать ее вперед в ближайшие годы.
Эдди Джордан:В отличие от меня.
Флавио Бриаторе:Ага, именно поэтому ты задаешь этот вопрос.

Эдди, вопрос для вас. Все понятно, что Jaguar должна принять решение относительно продажи до середины ноября. А как обстоят дела у вас, когда последняя возможность для вас перед следующим сезоном?
Эдди Джордан:Я принимаю собственные решения. Ford может принять решение за несколько минут, и я считаю, что я тоже. И на этой основе я собираюсь быть в Аделаиде или где там? (смех) В Мельбурне, да. Боже храни Аделаиду. Я могу сказать вам, что этот бизнес способен создать в голове полный хаос. Посмотрите на Флавио! Вопрос в том, что зачем мне принимать решение сегодня, если я не обязан принимать его? Ford приняла свое решение. Я собираюсь сделать все возможное. Я считаю, что имя Jordan стало уважаемым в Формуле-1 и я собираюсь делать все возможное, пока не станет ясно, что команда больше не может в этом участвовать. Так что я не собираюсь отвечать на этот вопрос просто потому что я не могу на него ответить. Я буду сражаться, пока я не потеряю такой возможности.