Гран-При Китая. Пресс-конференция ФИА в пятницу 1 часть

Я спрошу у вас про трассу только во вторую очередь, сначала давайте поговорим о Шанхае и Китае. Расскажите нам о том, чем вы занимались после приезда сюда, что успели увидеть, что вы думаете о городе, о стране и людях?
Фернандо Алонсо:Лично я в Китае впервые, и я был очень впечатлен городом. Я не знаю сколько человек здесь живет, но очевидно что их гораздо больше чем в любом городе Испании. Здесь все больше по размеру, особенно здесь, на трассе. Здесь очень просторные боксы, паддок… С самого начала я находился под впечатлением. Я приехал сюда утром во вторник, некоторое время провел в отеле, потом сходил в тренировочный зал. Затем я сделал кое-какие покупки, словом, я отлично провел время и поучил большое удовольствие. Сегодня, в болиде, я получил его еще больше.

Михаэль, а что вы думаете о стране и городе?
Михаэль Шумахер:Если честно, то я не многое могу сказать о городе, потому что кроме трассы я был только в отеле. Это все, что я видел. Трасса очень впечатляет, она очень интересна, и в какой-то мере даже уникальна. Она очень сложна, потому что здесь очень много слепых поворотов. Я думаю, что большинство из нас рады находиться здесь, и получить ценный опыт пребывания в Китае.

Ральф, что скажете вы?
Ральф Шумахер:Поскольку в течение последних трех месяцев я отдыхал, то в первый же день я составил себе список достопримечательностей, и совершил тур по городу, это было очень интересно. Я получил несколько уроков заварки чая, и узнал много других интересных вещей. Это очень приятный город, на самом деле. Здесь много строек, и он на удивление чист, учитывая его размеры. Здесь отличная еда, милые люди, и очень сильное движение — опасно переходить через улицу. Но если не считать этого, то все прекрасно.

Фернандо, что вы думаете о трассе?
Фернандо Алонсо:Я думаю, что как уже сказал Михаэль, трасса уникальна, здесь есть несколько поворотов, которые не похожи ни на один на других трассах. Первый и пятнадцатый повороты очень длинные. Возможность обгона после длинной прямой создается здесь немного по-другому. Я думаю, что трасса предоставляет прекрасные условия для механиков и инженеров. То же самое можно сказать и про журналистов, поэтому я считаю что создатели автодрома потрудились на славу.

Ральф, ваши комментарии о трассе?
Ральф Шумахер:Я слышал, что многие критикуют Тильке за то, что он создает весьма похожие друг на друга трассы, и я должен сказать что эта трасса совершенно не похожа на другие. Она очень, очень интересна, очень требовательна к пилоту, очень безопасна, здесь прекрасная инфраструктора, и я очень рад что мы здесь. Вот так.

Ральф, такой длинный перерыв между гонками случился у вас впервые с детства. У вас было время подумать обо всем, о вашей жизни, гонках, пилотировании. Этот перерыв изменил вас как человека или пилота? Возможно, теперь вы по-другому смотрите на жизнь, на гонки?
Ральф Шумахер:Во-первых, когда я впервые сел в болид после трехмесячного перерыва я понял, как сильно скучал по нему, и как здорово быть пилотом Формулы-1. Приятно снова работать с командой, даже если у нас осталось всего три совместных Гран-При. Но я хотел вернуться и работать. Я даже на секунду не думал о том, что больше не буду гоняться. У меня никогда не возникало такой проблемы, по двум причинам. Во-первых, я люблю гонки, а во-вторых я ничего не помню про Индианаполис. Поэтому для меня гонка прекратилась еще до старта. Даже когда я смотрю на фотографии то ощущаю себя только зрителем, поэтому с этим у меня нет никаких проблем.

Михаэль, у вас был подобный период в 1999 году. Возможно, вы тоже не думали об уходе, но когда пилот так долго не садится в кокпит, то он начинает думать о многом…
Михаэль Шумахер:Я не думаю, что начинаешь о многом задумываться. Лично я думал только о том, когда снова смогу сесть за руль, меня волновало только это. Когда я лежал в больнице я видел, как мои мышцы уменьшаются в объеме, и меня очень беспокоило, когда я снова смогу приступить к тренировкам. Если ты не гоняешься, то сфокусирован только на возвращении в гонки, время на пространные размышления не остается. Возможно, ни о чем другом думать просто не хочется.

Ральф, последние гонки вы смотрели с совсем другой точки зрения, по телевизору, а не из болида. На что похожи гонки Гран-При на телеэкране?
Ральф Шумахер:Смотреть Гран-При очень интересно, потому что в этом случае в меня есть время действительно смотреть и делать выводы о стратегии, о том что происходит с болидом и командой. Конечно, это не просто. Первые три-четыре недели я не возражал, потому что едва мог двигаться, но когда я вернулся в форму, то постоянные мысли о том, что мне нужно сесть за руль несмотря на запрет стали весьма раздражающими. Поэтому во время последних Гран-При мне было скучно — я постоянно думал о том, что мне нужно вернуться в болид и помочь команде. Но я должен сказать что Марк и Антонио отлично поработали.

Вопрос всем: сейчас мы находимся на прекрасной современной трассе, кроме нее у нас есть Малайзия и Бахрейн. Кроме того, у нас есть несколько отличных старых трасс в Европе, таких как Монца, Сильверстоун или Спа. У них нет средств, чтобы достичь этого сверхсовременного уровня. Как нам достичь баланса в том, чтобы гоняться на новых трассах, и одновременно помнить про историю Формулы-1, про старые автодромы?
Фернандо Алонсо:Я думаю, что нынешний календарь чемпионата — хорошая комбинация. Новые трассы очень хороши и безопасны, как мы уже говорили. Поэтому выезжать из Европы и приезжать сюда очень здорово, мы показываем Формулу-1 Китаю, то же самое и в Бахрейне и Малайзии. В то же время, мы любим гоняться на старых исторических трассах, вроде Монцы или Сильверстоуна, или на домашнем Гран-При каждого пилота. Я думаю, что сейчас мы нашли хороший баланс. Если старых трасс будет больше, то это будет не так безопасно и зрелищно. Если они уйдут в историю, то пилоты не будут так любить Формулу-1, и она потеряет часть своей легендарности.
Михаэль Шумахер:Если честно, мне почти нечего добавить. То, что у нас етсь сейчас — хорошее сочетание.
Ральф Шумахер:Я ничего не имею против смеси новых и старых трасс, но очевидно что они должны как можно скорее найти средства на перестройку для увеличения безопасности. Если не считать этого, то я не возражаю.

Фернандо, поговорим о ваших напарниках. Насколько сложно с личной и технической точки зрения было расстаться с Ярно?
Фернандо Алонсо:Это решение было непростым. Лично я должен концентрироваться на своей работе, стараться извлечь максимум из себя и своего болида. На самом деле не важно, кто находится в соседнем гараже. Но, как вы знаете, у нас с Ярно были очень хорошие отношения. Они остались такими же, и вне гонок мы вполне можем быть нормальными друзьями. Но таково было решение команды. Я думаю, что Ярно не был доволен ее действиями, команда была недовольна им, и в итоге они согласились, что для восстановления нормальных отношений с командой ему не стоит принимать участие в последних гонках. Если это устраивает команду, то это устраивает и меня. Что касается Жака, то с ним у меня тоже неплохие отношения. Мы работаем вместе всего две недели, в Сильверстоуне и здесь, но пока все идет отлично.

В последних гонках инициатива перешла от Renault к BAR. Насколько сложно будет вернуть утраченные позиции?
Фернандо Алонсо:Я надеюсь, что это будет проще чем в Монце, но пока не знаю. Очевидно, что сражение будет очень плотным, как и на протяжение последних пяти или шести гонок. В Монце нам очень не повезло, мы не набрали очков, а они финишировали на хороших местах — третьем и четвертом. BAR обошла нас, но сейчас мы работаем над тем чтобы снова перевернуть монету и закончить сезон на втором месте в Кубке Конструкторов. На это направлены все наши усилия. Мы полностью уверены в том, что сможем этого добиться, и я думаю что это будет очень интересное сражение.

Михаэль, ваши отношения с Жаком Вильневом не всегда были хорошими, но, как я слышал, сейчас все в порядке. Вы не могли бы рассказать нам об этом?
Михаэль Шумахер:Пока мы общались только через прессу, у нас не было времени на личный разговор. Давайте скажем так — прошлое осталось в прошлом, сейчас все немного иначе и возможно у нас есть возможность изменить все к лучшему.

Ральф, насколько улучшился болид с тех пор, как вы пилотировали его в июне?
Ральф Шумахер:Сейчас болидом немного легче управлять. В начале сезона у нас были кое-какие проблемы. Очевидно, что он не был так быстр как хотелось, но здесь все идет неплохо. Еще многое предстоит сделать, но положительные изменения видны, болид стал более послушным на больших скоростях, это здорово. Приятно вернуться в гонки и сесть в болид, который лучше поддается настройке. Раньше с ними возникало гораздо бльше проблем.

Вопросы из зала:

Михаэль, какая у вас мотивация чтобы победить в этой гонке?
Михаэль Шумахер:Побить остальных.

Михаэль, вы не могли бы немного конкретизировать: что именно отличает эту трассу Тильке от других, и какие именно элементы трассы являются наиболее сложными и интересными?
Михаэль Шумахер: У этой трассы совсем другая архитектура, другие комбинации поворотов. В первом и тринадцатом повороте длинная прямая переходит в узкую шпильку, и я не помню ничего похожего на других трассах. В тринадцатом повороте трассе имеет небольшой уклон, такое есть только в Индианаполисе. После первого и второго поворотов неожиданно приходится хорошо поработать в третьем, все повороты совершенно разные, по крайней мере для меня. Это очень сложно, потому что легко сделать массу ошибок, но в то же время здесь можно отыграть и много времени. Поэтому с нашей точки зрения трасса совсем не похожа на другие. Я не совсем ясно выражаюсь, но думаю что вы меня поняли.

Где, по-вашему, есть наибольшая вероятность обгона?
Михаэль Шумахер:В основном в тринадцатом повороте, поскольку там очень легко сойти с траектории и ошибиться, как сегодня уже случалось со мной. В случае ошибки соперник сзади не оставит вам и шанса.

Продолжим! Мне показалось, что в конце задней прямой трасса очень ухабиста. Это не проблема?
Михаэль Шумахер:Нет, не проблема.
Ральф Шумахер:Пока меня это не беспокоит, но через несколько лет — вполне возможно. Это единственное место, где действительно есть кочки.
Фернандо Алонсо:Все не так уж плохо.

Ральф, вы ожидали что будете быстры сразу после возвращения? Как вы оцениваете ваше сегодняшнее выступление?
Ральф Шумахер:Ну, пока рано о чем-то говорить. Еще только пятница. Я уже успел заново привыкнуть к болиду в Сильверстоуне. Я пилотирую болид Формулы-1 уже восемь лет, и даже в случае трехмесячного перерыва все вспоминается так же быстро, как при езде на велосипеде. Трасса достаточно сложна технически. Мне кажется, что я неплохо с ней справился, и это важно. Нам удалось найти хороший баланс, поэтому я могу сказать что вполне доволен тем, чего достиг сегодня.

Михаэль, вы ожидали что будуте так далеко от вершины? О чем думают в Ferrari после первого дня?
Михаэль Шумахер:Если посмотреть на разницу времен, то Рубенс отстал от Дженсона всего на три десятых, то есть мы не так уж далеко. Как правило, я не так отстаю от лидеров, но сегодня по какой-то причине это случилось. Я думаю, что мы разберемся с этим.

Фернандо, как вы оцениваете выступление вашего нового напарника?
Фернандо Алонсо:Я думаю, что сегодня Жак поработал очень хорошо. Его результат был весьма близок к моему, это означает что он вполне освоился в болиде. Пока ему приходся тяжело, потому что он сел в болид всего во второй раз, но его результаты уже очень хороши. Я уверен, что завтра он выступит отлично, и надеюсь что оба болида Renault выступят на высшем уровне.

Фернандо, начиная с Гран-При Франции выступления Ярно Трули резко ухудшились, но вы все это время близко общались. Как по-вашему, почему его болид и он сам были не на высоте в последних гонках?
Фернандо Алонсо:Я не знаю. А кто может знать? Я думаю, что здесь нам нужно быть осторожнее. В Венгрии у него отказал мотор, и мы не знаем где бы он финишировал в итоге. Затем он выиграл поул в Спа, но для вас. журналистов, определяющее значение играет только позиция на финише. Я думаю, что он, возможно, немного потерял мотивацию когда команда огласила список пилотов на следующий сезон. С тех пор атмосфера в команде ухудшилась, и в итоге они решили разойтись. Сейчас они довольны. Что еще я могу сказать?

Михаэль, что случилось с вашим болидом утром?
Михаэль Шумахер:Произошел небольшой сбой в программном обоспечении, поэтому болид остановился.

Михаэль, вы в Китае уже несколько дней. Каковы ваши впечатления от китайских фанатов? Как они к вам относятся?
Михаэль Шумахер:Насколько я могу судить по фанатам, с которыми я успел пообщаться, то она полны энтузиазма. Приятно видеть такую атмосферу сразу же после приезда в новую страну.

Вопрос всем вам, хотя он больше относится к техническим директорам. Что вы думаетет о том, что в следующем сезона некоторым командам возможно придется выставлять на старт Гран-При по три болида из-за ухода Jaguar и неуверенного положения некоторых других команд?
Фернандо Алонсо:Не знаю. Поживем-увидим. В конце концов, мы не знаем какова ситуация в этих командах, и возможно Jaguar тоже найдет другое решение. По моему мнению, пока рано говорить об этом.
Михаэль Шумахер:Я об этом даже не думаю, это забота технических директоров и владельцев команд.
Ральф Шумахер:Я не могу сказать ничего, кроме того что я очень надеюсь, что этого не произойдет, потому что иначе на подиуме будут стоять уже по три пилота Ferrari. (Смеется).

Ральф, мы говорили о Ярно. Он подписал контракт с Toyota, и в следующем сезоне будет вашим напарником. Что вы о нем думаете?
Ральф Шумахер:Это очень здорово, просто прекрасно что мы сможем начать работать вместе с самого начала. Для нас, для Toyota, это решение было наилучшим, потому что Ярно смог протестировать болид уже на прошлой неделе в Сильверстоуне. Я думаю, что он будет очень сильным напарником, и я рад что мы будем работать вместе. С таким напарником нам будет гораздо проще вывести команду в лидеры.

Вопрос всем: сегодня очень многие пилоты вылетали с трассы. Что вы думаете о ее сложности, и об уровне безопасности пилотов?
Фернандо Алонсо:Сегодня трасса просто была не в идеальном состоянии. Она совершенно новая, и асфальт был весьма грязным, особенно на первой практике. Сейчас состояние асфальта уже улучшилось, завтра вылетов будет уже меньше, а в воскресенье, я надеюсь, их не будет вовсе. Это совершенно нормально, и мы не беспокоимся об этом.
Михаэль Шумахер: Да, именно так. Трассу нужно просто хорошо очистить, а затем она будет постоянно улучшаться. Насколько я мог заметить, здесь нет и проблем с безопасностью.
Ральф Шумахер:Трасса уже почти в порядке, а вот пит-лейн еще очень грязна. С этим нужно что-то сделать.

Сейчас в календаре чемпионата находится 18 Гран-При, в следующем сезоне их будет уже 19. Что вы думаете по поводу увеличения числа этапов?
Михаэль Шумахер:Давайте подождем до двадцати.
Фернандо Алонсо:Нам нравится пилотировать болиды, нравятся гонки. Если увеличить количество Гран-При и уменьшить количество тестов, то это поможет Формуле-1.
Ральф Шумахер:Да, мне нечего добавить.

А Михаэль разделяет мнение об уменьшении количества тестов?
Михаэль Шумахер:Угу.
Ральф Шумахер:Нет. Определенно нет. Уменьшение количества тестов — не самая хорошая идея.

Михаэль, если бы Ferrari пришлось выставлять на старт Гран-При три болида, то будет ли у нас возможность увидеть в одном из них Валентино Росси?
Михаэль Шумахер:(Смеется). Интересная мысль. Я думаю, что это было бы забавно. Но здесь слишком много «если».

Михаэль, сегодня трибуны были почти пусты, что вы об этом думаете?
Михаэль Шумахер:Насколько мне известно, все билеты на гонку распроданы. В этом сезоне мы уже не раз видели, что люди предпочитают сфокусироваться целиком на гонке, и я думаю что это именно тот случай. Посмотрим, что будет завтра и особенно послезавтра.