Перевод:Андрей Смоляков
В ходе сезона пилот Формулы-1 преодолевает сотни поворотов — некоторые скоростные и интересные, другие не столь скоростные и менее интересные, но все важны для чемпионата. Четыре пилота Team McLaren Mercedes рассказывают о наиболее интересных для них поворотах мировых трасс.
Серия поворотов S-Bends, трасса Suzuka в Японии
185 км/ч, 4-я передача, перегрузка 2.8g на входе в поворот
Сузука является любимой трассой практически всех пилотов, выступавших здесь. Ни одна из ныне использующихся трасс не сочетает в себе столь волнующую и интересную комбинацию высоко- и низкоскоростных поворотов и перепадов высот. Кроме того, трасса пересекает сама себя, становясь похожей на искаженную восьмерку — эта характеристика также присуща единственной действующей трассе Формулы-1 в мире. Дэвид всегда сильно выступал на Сузуке и считает связку поворотов S-Bends вскоре после начала круга наиболее требовательной в современной Формуле-1.
Дэвид Култхард: «Эти повороты проходятся на одном дыхании, трасса просто перетекает из поворота в поворот. Вы не можете здесь слишком интенсивно использовать тормоза, поскольку это приведет к сильному изменению клиренса машины. Повороты весьма неровны, так что здесь кроме всего прочего важным становится аэродинамическая эффективность. Однако когда вы проходите эти повороты идеально, вы чувствуете огромное удовлетворение, и именно это делает огромной разницу между средним и хорошим временем круга. Я готов сказать, что S-Bends является наиболее требовательной серией поворотов в современной Формуле-1.»
Remus Kurve, A1-Ring, Австрия
88 км/ч, 2-я передача, перегрузка 2.5g
Второй выбор Дэвида Култхарда является немного удивительным, поскольку это поворот Remus Kurve на австрийской трассе A1-Ring. Удивительный потому, что этот поворот не заслужил славу популярного среди пилотов Формулы-1. Тем не менее схема трассы способствует обгонам — а это именно то, что нравится всем пилотам, включая самого Дэвида.
Дэвид Култхард: «Я люблю трассу A1-Ring. Обычно эта трасса очень грязна в первый день уик-энда, однако она всегда способствует обгонам. Мы подъезжаем к Remus Kurve на высшей передаче и тормозим очень поздно. Это очень длинная шпилька, которую мы преодолеваем на второй передаче. Выйдя на заднюю прямую, мы разгоняемся до скорости порядка 300 км/ч. Мне нравится этот поворот, поскольку его надо проходить очень точно, а платой за любую ошибку в нем будет потеря времени на всей последующей прямой, и это будет чертова туча времени. С этой точки зрения это очень важный пилот. Добавьте к этому тот факт, что поворот является одним из двух, предоставляющих наибольшую возможность для обгона, и вы поймете насколько он важен в гонке.»
КИМИ РАЙККОНЕН
Pouhon, Spa-Francorchamps, Бельгия
280 км/ч, 3-я передача, перегрузка 2.6g
Pouhon стал новым Eau Rouge. После смены покрытия в последнем повороте в 2002 году, он стал куда легче, и может преодолеваться практически на пределе. Не таков Pouhon, быстрый как выстрел двойной левый поворот, являющийся частью длинной спускающейся с холма секции легендарной трассы в Арденнах.
Кими Райкконен: «Выйдя из Rivage, вы немного придавливаете тормоза перед левым поворотом до примерно 160 км/ч, после чего разгоняетесь по небольшой прямой и оказываетесь непосредственно перед Pouhon. Этот участок определяет точность пилота, поскольку если вы немного отклонитесь от идеальной траектории, вы окажетесь на пути к аварии! Вы входите в первую часть двойного левого поворота на 215 км/ч на четвертой передаче, но потом ускоряетесь до 280 км/ч и оканчиваете поворот. Это приносит незабываемые ощущения.»
Bridge, Silverstone, Великобритания
245 км/ч, 5-я передача
Сильверстоун принял первую гонку Чемпионата Мира Формулы-1 в далеком 1950 году. С тех пор эта несомненно скоростная трасса не раз изменялась, чтобы уменьшить скорость и увеличить безопасность пилотов. Но несмотря на это общая схема трассы осталась прежней и любой пилот, выходивший на старт гонки здесь еще в пятидесятых годах, мгновенно узнал бы эту легендарную трассу.
Кими Райкконен: «Мне нравится Сильверстоун, потому что здесь есть несколько действительно быстрых поворотов. Я хорошо знаю эту трассу со времен выступления в младших Формулах. Одним из моих любимых поворотов является Bridge. Вы приближаетесь к нему после шиканы Abbey, поддерживая большую скорость. Важно поддержать максимальную скорость на протяжении всего поворота Bridge, однако здесь надо заботиться и о положении машины на нужной траектории, поскольку сразу после Bridge вы должны быть готовы к торможению перед Priory. Очень тяжело проходить этот поворот правильно круг за кругом.»
АЛЕКС ВУРЦ
Шикана в поворотах 5/6, Sepang, Малайзия
255 км/ч, 4-я передача на входе, 174 км/ч, 4-я передача на выходе
Первым выбором Алекса Вурца является шикана из поворотов пять и шесть на построенной для Гран-При Малайзии трассе Сепанг близ Куала-Лумпур. С момента дебюта в чемпионате мира 1999 года трасса стала любимой среди пилотов, предпочитающих широкие прямые и нестандартные конфигурации трассы. Сочетая в себе длинные прямые и извилистые повороты, трасса требует поиска компромисса между аэродинамической эффективностью и высокими максимальными скоростями. Более того, работа пилота здесь всегда осложняется высокими температурами и влажностью.
Алекс Вурц: «Это скоростная шикана, кроме того весьма неровная, что делает ее прохождение еще более интересным. Скорость здесь достигает 230 км/ч, а для успешного прохождения необходимы нейтральные настройки. Мне нравится эта шикана, поскольку я здесь всегда был быстрее моего напарника, кроме того здесь просто нет места для ошибки, что требует пилота быть на пределе концентрации. В целом, Сепанг является хорошей современной трассой, и гонки на ней доставляют удовольствие.»
Ascari Chicane, Monza, Италия
145 км/ч, 4-я передача, перегрузка 2.8g
Построенный в 1922 году Autodromo Nazionale Monza является старейшей гоночной трассой, по сей день принимающей Гран-При Формулы-1 и сохраняет за собой статус самой быстрой трассы чемпионата. Поворот Variante Ascari, названный в честь знаменитой гоночной династии, является настоящим испытанием для пилотов на итальянской трассе. Тормозя с 330 км/ч, пилоты должны преодолеть шикану, в которой нет зон вылета. Ошибка просто недопустима здесь.
Алекс Вурц: «Я вообще люблю Монцу. Это последняя трасса, на которой мы используем столь низкую прижимную силу, так что здесь требуется особенное чувство машины и смесь мягкого и в то же время агрессивного пилотирования. Шикана Ascari является настоящим испытанием, поворотом, где вы точно не захотите потерять контроль над машиной. На выходе машина начинает проявлять избыточную поворачиваемость, так что ее надо чувствовать и, честно говоря, просто быть смелым.»
ПЕДРО ДЕ ЛЯ РОЗА
Eau Rouge, Spa Francorchamps, Бельгия
290 км/ч, 6-я передача, 3.5g
Поворот Eau Rouge остался практически неизменным со дня постройки в августе 1921 года и по-прежнему является испытанием для многих поколений пилотов. Остальная часть трассы претерпела весьма серьезную перестройку чтобы соответствовать стандартам безопасности, но, к счастью пилотов, Eau Rouge остается неизменным.
Педро де ля Роза: «Eau Rouge остается самым необычным поворотом в мире. И хотя сейчас он легко преодолевается на шестой передаче, он остается особенным. Ощущение, когда весь вес просто прижимается к дороге, а машина начинает цеплять асфальт дном просто невероятное. Чтобы понять, о чем я говорю, вы должны проехать этот поворот на велосипеде — вы просто не сможете подняться наверх.»
130R, Suzuka, Япония
297 км/ч на входе, 7-я передача, перегрузка 2.3g
Этот поворот является в списке лучших почти у всех пилотов. Скоростной поворот, преодолеваемый на полной мощности двигателя.
Педро де ля Роза: «Это левый поворот, который мы преодолеваем на седьмой передаче. Пожалуй, один из самых быстрых в мире. Это поворот, который очень тяжело преодолеть правильно, и он держит пилотов в напряжении на протяжении всей гонки. На самом деле, я никогда не преодолевал 130R на полном газу на машине Формулы-1. На машинах Формулы-3000 или Формулы-3, на которых я гонялся в японских чемпионатах, этот поворот действительно преодолевается на пределе, однако на машине Формулы-1 перед входом в поворот надо немного приподнять ногу с педали газа. Однако я уверен, что с улучшением сцепления, которого команды добились в последние годы, поворот действительно будет преодолеваться на полной мощности, однако я не знаю, насколько комфортно будут чувствовать себя пилоты.»