Сэр Стирлинг Мосс выступал за команду Mercedes-Benz в Формуле-1 в 1955 году и в том же году выиграл легендарную дорожную гонку Милле Милья.
В прошлом году во Франкфурте вы посетили презентацию Mercedes-Benz SLR McLaren с участием Кими Райкконена, Дэвида Култхарда и Алекса Вурца. И там присутствовала та самая машина, на которой вы выиграли Милле Милья. Вам понравилась церемония?
Стирлинг Мосс:Я был рад встретиться с ними со всеми, однако у меня было совсем немного времени, чтобы поболтать с Кими или Алексом, поскольку они приехали во Франкфурт за рулем того самого Mercedes-Benz SLR McLaren из Брешии в северной Италии, а я воспользовался самолетом! Я должен сказать, что я впервые видел новый SLR, и он выглядит сильно и уверенно. Да, и было здорово вновь сесть за руль того Mercedes-Benz 300SLR, на котором в 1955 году я выиграл Милле Милья.
Возвращаясь в прошлое, в 1955 году вы выступали за команду Mercedes-Benz. Насколько их машины отличались от машин остальных команд, за которые вам доводилось выступать?
Стирлинг Мосс:Это было как день и ночь! Вся работа команды в целом была намного профессиональнее, чем у любой другой команды на пит-лейн. Первое, что поразило меня √ это качество инженерной работы на самой машине √ ее конструкция была продумана до мелочей и сама машина была потрясающе быстрой. Эффективность работы команды была великолепной. Я помню, как мы тестировались в Монце. В те дни еще не было полностью закрывающих голову шлемов и мы пользовались специальными очками. Когда я выбрался из машины, мое лицо целиком было грязным из-за пыли и выхлопных газов. Я снял очки и собирался вытереть лицо рукавом, но тут ниоткуда появился механик Mercedes-Benz и протянул мне специальный ворсистый платок. Я никогда раньше не видел такого уровня внимания к мелочам. Этот случай в моем понимании подчеркивает отличие Mercedes-Benz от остальных команд того времени.
В то время менеджером команды был Альфред Нойбауер. Что вы можете вспомнить о нем?
Стирлинг Мосс:Без сомнения это был лучший менеджер, с которым мне приходилось работать в Формуле-1. Он был очень профессионален, и это передавалось всей команде. Это был выдающийся человек. Уровень эффективности работы его команды был необычайно высок и я наслаждался моей работой у него.
Кроме того, в 1955 году на Mercedes-Benz 300SLR вы выиграли гонку Милле Милья. Насколько тяжелой была эта победа?
Стирлинг Мосс:Наибольшая нагрузка ложилась на наши плечи на частично закрытых дорогах, где вдоль обоих краев дороги стояли зрители. Это требует особенного стиля пилотирования и это очень сложно, поскольку когда мы с моим новым напарником делали заметки относительно маршрута, вдоль дороги не было зрителей, но во время гонки они были везде. Например, если при составлении легенды мы проезжали быстрый поворот, мы даже не отмечали его, поскольку он проходился ⌠в пол■. Однако когда он оказывался окружен со всех сторон зрителями, его уже нельзя было так пройти. И на прямых, когда мы разгонялись до 175-180 миль/ч, мы должны были сохранять концентрацию чтобы машина не ушла в сторону. В целом все эти сложности сделали для меня эту гонку незабываемым опытом. Совершенно непохожим на то, с чем я имел дело раньше.
Какая техника пилотирования требуется для такой гонки? Насколько она отличается от того как вы пилотировали, скажем, машину Формулы-1 на Гран-При Монако?
Стирлинг Мосс:Применительно к трассе в Монако, да и к любой трассе Формулы-1 вообще, вы уже имеете в голове четкий план того, где вы тормозите, как проходите поворот, в какой момент начинаете разгоняться. На Милле Милья такое невозможно. Это нечто среднее между ралли и кольцевыми гонками. Никто не отваживался пилотировать на сто процентов, поскольку если поворот оказывался более длинным, чем казалось, то это был бы однозначный вылет за пределы дороги. Так что приходилось ехать на восьмидесяти или девяноста процентах на протяжении всей гонки, длительность которой составляла более десяти часов. Это была очень, очень тяжелая гонка, уникальный опыт для любого пилота.
Вернемся к сегодняшнему дню. Вы все еще смотрите гонки?
Стирлинг Мосс:Постоянно. Для меня нынешняя Формула-1 очень интересна. Мне интересно угадывать стратегии, которые используют команды. Современные машины как небо и земля отличаются от наших машин тех времен, они просто великолепны.
Люди называют вас ⌠величайшим пилотом, никогда не ставшим чемпионом■ . Что вы об этом думаете?
Стирлинг Мосс:Я полагаю, это делает меня в некотором смысле исключительным! Однако, если говорить честно, когда я впервые проиграл борьбу за титул (в 1955 году в борьбе с Хуаном Мануэлем Фанхио), я был очень расстроен, поскольку считал, что я заслужил эту победу. В следующий раз, став вице-чемпионом в 1956 году, я вновь испытал разочарование. Однако я пришел к пониманию того, что важно количество выигранных титулов, а уважение, которым я пользовался среди остальных пилотов. Я знал, что они будут следить за мной, за моей скоростью, и это доставляло мне удовольствие. Что же касается титула ⌠величайшего пилота, который┘■, то я не знаю лучшего титула, который могли бы дать мне зрители!