Для гонщиков нынешнего времени Кубок Тасмании, который проводился в Новой Зеландии и Австралии в шестидесятые годы, покажется чем-то уровня клубных гонок, но в те годы в списке участников были самые известные спортсмены.
Джим Кларк, Джек Брэбхем, Брюс Макларен, Джеки Стюарт, Грэм Хилл, Деннис Хьюлм, Крис Амон, Фрэнк Гарднер, Пирс Коридж, Йохен Риндт и Дики Эттвуд в разные годы выходили на старт и соревновались с лучшими местными спортсменами, которые выступали в основном на Brabham BT21, Lotus 22 или McLaren F2 с двигателями Lotus Twin Cam или Ford Cosworth 1500.
В гонках Тасманской серии использовалась необычная для того времени 2,5-литровая формула, призванная найти применение многочисленным четырехцилиндровым двигателям Coventry Climax FPF, оставшихся после изменения регламента Формулы-1 в 1960 году. Это были надежные и мощные двигатели с заводским ресурсом в 13 тысяч миль, которые устанавливались преимущественно в шасси Cooper, которые в начале шестидесятых пользовались большой популярностью. Так что международные команды должны были либо использовать FPF, либо осмеливаться выходить на гонки с полуторалитровыми двигателями, или — позже — с трехлитровыми двигателями с уменьшенным ходом поршня.
В первую очередь эти гонки были развлечением. На трассе царила особенная, явственно ощутимая атмосфера, которая захватывала всех. Нередко можно было видеть, например, Джима Кларка, весело разговаривающего со своими соперниками незадолго до начала жесткой, захватывающей и потрясающе честной дуэли. Можно было увидеть Криса Амона на немного странной Ferrari F2 с укороченным хвостом с 2,5-литровым двигателем V6 Dino. Амон был, пожалуй, одним из самых невезучих пилотов Формулы-1, проведя в лидерстве более 800 километров, но так ни разу и не выиграв гонку, однако в Тасманском Кубке он первенствовал, выиграв серию в 1969 году. Одним словом, это было время каникул пилотов, и они все хотели развлечься.
Впервые Джим Кларк стартовал в Кубке Тасмании в 1961 году, однако без особого успеха. Все, чем он мог похвастаться — это одно второе место. Выяснилось, что механики, привыкшие к работе с машинами Формулы-1, были просто не готовы к условиям более грубых трасс Австралии и Новой Зеландии. Сейчас обе страны имеют трассы мирового уровня, но в те годы гонки проводились на летных полях, дорогах общего пользования и только начинавших строиться дорожных трассах.
Кларк и Lotus вернулись в Тасманию в 1965 году, привезя с собой измененный Lotus 32 (который официально был назван 32B) с двигателем Climax FPF. Кларк выиграл пять из восьми гонок, один раз финишировал вторым, один раз пятым и лишь один раз не добрался до финиша. Такой уровень надежности еще раз подчеркнул достоинства FPF, и этот двигатель стал официальным двигателем национальной серии Gold Star. Правда, позже эта серия перешла к двигателям с объемом 1,6 литра, но в Кубке Тасмании 2,5-литровая формула была сохранена.
В 1966 году Lotus привезла новую модель Lotus 39 все с тем же FPF, однако удача покинула команду, и в том году Кларк не одержал ни одной победы. Правда, позже Джимми скажет, что девять недель, проведенных в Австралии, были для него лучшими неделями в том году несмотря на то, что BRM Хилла и Стюарта были непобедимы. Тасманская серия была летними каникулами для пилотов, которые в Австралии учились летать, кататься на водных лыжах и просто расслабляться в обществе друзей. Несомненно, это позволяло им узнать друг друга лучше и давало им понимание друг друга на трассе — именно то, чего не хватает пилотам современности. Интересно и то, что пилоты не прилетали в Австралию и Новую Зеландию на каждую отдельную гонку, а оставались там на протяжении всей серии.
В 1967 году Lotus последовала по стопам BRM и дала Кларку Lotus 33 с двигателем Climax V8 уменьшенного до двух литров объема. Пять побед в восьми гонках принесли Джиму Кларку победу в Кубке над Джеки Стюартом, Дики Эттвудом, Джеком Брэбхемом и Фрэнком Гарднером (который вскоре стал успешным руководителем команды BMW в кузовных гонках в Австралии).
Джим Кларк в своем Lotus 39 перед одной из гонок Тасманской серии в 1966 году.
Чтобы правильно описать Кубок Тасмании в 1968 году, надо понять динамику автогоночного спорта в Новой Зеландии в то время. Наиболее популярным было самостоятельное строительство гоночных машин, поскольку импорт их из Великобритании был сложен и очень дорог. Из домашних гаражей выходили прекрасные копии лучших гоночных машин Европы, иногда просто до безобразия идентичные копии. Если в ходе тестов что-то ломалось, то команды из Европы не могли заказывать новые детали со своих фабрик, поскольку доставка заняла бы недели, а то и месяцы. Так что замены изготавливались на токарном станке, или просто путем весьма тонкой и потрясающе точной сварки.
Участие в гонках команд из далеких стран было серьезным испытанием для местных гонщиков вроде Грэма Лоуренса, Джима Палмера и Роли Льюиса, которые учились на Twin Cam или Cosworth FVA. Трассы как правило были очень узкими, например трасса Левин была сделана на основе трека для лошадиных скачек и по форме напоминала восьмерку, состоя из прямой, шпильки и двух длинных левых поворотов. Такие трассы давали шанс на успех для маленьких быстрых машин, однако зоны вылета были маленькими и ошибки пилотов наказывались строго, а иногда и весьма опасно.
Паддоки на этих трассах были открыты для всех желающих, и можно было воочию увидеть легендарные машины и легендарных пилотов. Если у команды не было какого-либо ключа или детали, то всегда можно было обратиться за помощью к другим участникам. Невероятной сейчас кажется характерная для тех гонок картина, когда механики Ferrari помогают решить техническую проблему простому местному гонщику.
В 1968 году Lotus приехала на Кубок с Lotus 49 и двигателем Ford Cosworth DFV с пониженным объемом. Эта машина была названа как Lotus 49T. К Кларку присоединились Брюс Макларен и Педро Родригез на BRM V12 команды Тима Парнелла, Крис Амон на Ferrari F2 Dino, Фрэнк Гарднер на Brabham Repco V8, Деннис Хьюлм на маленьком Brabham Cosworth FVA 1600 и Пирс Коридж на McLaren FVA 1600. В серии этого года доминировал Кларк, победив в четырех гонках. Говорят, что на первую часть серии Lotus привезла лишь один двигатель.
Джим Кларк на трассе Левин на Тасманском кубке 1968 года. Только что на Lotus 49T его развернуло в шпильке. Этот разворот стоил ему победы (выиграл гонку Крис Амон на Ferrari), однако его дальнейшая погоня за лидерами стала украшением гонки.
Джим в новом, окрашенном в цвета спонсоров Gold Leaf Team Lotus 49T в первом ряду. Слева направо: Фрэнк Гарднер (McLaren), Брюс Макларен (BRM), Джим Кларк (Lotus), Крис Амон (Ferrari).
Фотография с трассы Левин, Новая Зеландия, в 1968 году. Пирс Коридж отдыхает на заднем колесе Lotus 49T Джима Кларка в импровизированных боксах. Вся картина отражает расслабленную атмосферу паддока, прямо противоположную борьбе на трассе.
В семидесятые годы Кубок Тасмании потерял свою популярность. Формула-1 требовала от спортсменов все больше времени и сил, и они переставали участвовать в других гоночных категориях. Постепенно интерес к серии угасал, и со временем она перестала существовать.
Рекорды Джима Кларка на Тасманском Кубке:
Наибольшее число побед в Кубке (повторено Грэмом Макреем): 3 (1965, 1967, 1968)
Наибольшее число побед в гонках: 14
Наибольшее число побед в сезоне: 5 в 1967 году (в большинстве сезонов Кубок проходил в восемь гонок: четыре в Новой Зеландии, и четыре в Австралии).